«Герои? Все? Полубоги, боги на четверть, на треть, на одну пятую… отцы, сыновья, внуки, правнуки? Зачем мы?» Г.Л. Олди, «Герой должен быть один».
В детстве мы менее восприимчивы к смерти, у нас меньше страха и жалости. И дело даже не в том, что дети глупые и чего-то не понимают – тут всё индивидуально. Просто психика бережёт нас, давая расти и взрослеть по возможности без травм.
Но я не имею в виду, что дети невосприимчивы. Мультики, книги, фильмы тоже учили нас быть собой, воспитывали, направляли. Особенно, если рядом оказывался взрослый, который мог терпеливо ответить на вопросы и помочь сделать выводы.
В моём детстве советские и зарубежные мультики шли в равном соотношении. И у меня тёплые чувства и к тем, и к другим. Но с возрастом становится всё очевиднее, что основной пласт западных мультиков можно смотреть неподготовленному зрителю, и это не плохо. А вот многие советские произведения требуют определённого уровня культуры, восприимчивости, вкуса.
Один из таких мультфильмов – «Аргонавты». Нарисован красиво, показывает древнегреческий миф, почти не отходя от канона, и речь автора произносится гекзаметром. Но сильней всего меня впечатлило не это.
Картина начинается с того, что старик сидит и руин некогда прекрасного корабля и рассказывает детям о подвиге аргонавтов. В конце мультфильма происходит ключевой диалог:
— А что было потом? — спрашивают ребята у рассказчика.
— Для Ясона не было «потом», — отвечает старик. И становится понятно, что это он тот самый блистательный герой. Герой, который сидит сейчас у развалин былой славы.
Затем Ясон всходит на корабль и просит Афину указать ему путь. После этих слов он проваливается вниз из-за старых хрупких досок и умирает. Получается, этот путь ему указала богиня?
И вот мультик, который я не могу забыть с детства: тот момент, когда дряхлый герой умирает в своём ветхом Арго, часто всплывает в памяти. Ведь мультик не должен быть таким. Ведь должно побеждать добро, а герои живут долго и счастливо…
Может, создатели мультфильма знали, что было потом: как Ясон бросил Медею, чтобы жениться на другой. Как колхидская колдунья и дочь царя не смогла этого пережить и в приступе безумия или из мести убила своих (и Ясона) детей. Знали, что в греческой мифологии «долго и счастливо» почти не бывает. Тогда, конечно, становится ясно, как там оказался Ясон.
Но ребёнок этого не знал. И, видя славный подвиг и двух влюблённых, не мог понять, почему герой заканчивает жизнь у развалины. Почему подвига не достаточно, чтобы получить своё «долго и счастливо». Ведь герой – это больше, чем просто человек. Кем тогда нужно быть, чтобы стать счастливым?