Культурный журнал

«Бегущий по лезвию»

5

«Я мыслю, — значит, существую»
Рене Декарт

Этот фильм я посмотрел относительно недавно, когда случайно наткнулся на него, читая про одну из своих любимых телепередач «Разрушители легенд». Оказывается, «Бегущий по лезвию» — любимый фильм одного из ведущих шоу Адама Сэвиджа, который пересматривает его чуть ли не каждый год. Видимо, черпает вдохновение для будущих сюжетов.

Картина снята гениальным режиссером Ридли Скоттом в 1981 году по мотивам романа Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» и является идеальным сочетанием разных жанров. Здесь, прежде всего, научная фантастика с элементами нуара («черный фильм»), киберпанка и антиутопии. Здесь и детектив, и драма, а местами даже и триллер. Фильм «Бегущий по лезвию» представляет собой одно из величайших достижений киноиндустрии и создан не только для развлечения зрителя. Программа развития человеческих цивилизаций в новом мире представлена в атмосфере циничного пессимизма и, будучи смешанной с хорошей историей, заставляет нас остановиться и задуматься над проблемами перенаселения, глобализации, генной инженерии, климатических изменений и такими вопросами, как например: «Что делает человека человеком?»

photo84385682

Все это актуально и сегодня. «Бегущий по лезвию» — один из лучших научно-фантастических фильмов, ставший стилеобразующим для картин 1980-х и 1990-х годов. Главная идея, на мой взгляд, в том, что представления человека о мире и его месте в нем могут оказаться умышленно созданными разумными машинами, сущностями или интеллектом. Она получила дальнейшее развитие в фантастических гибридах конца ХХ века, таких как «Матрица», «Экзистенция» или «Тринадцатый этаж».

Сюжет

Мы находимся в Лос-Анджелесе 2019 года, и к этому времени человечество добилось больших технологических успехов и даже сумело завоевать и колонизировать другие планеты. Одним из самых известных и значимых технологических достижений является производство и развитие «репликантов» — биологических роботов, которые довольно сильно похожи на людей и даже могут быть идентичными им, имея чувства и эмоции. Репликанты выполняют задачи и работы, которые являются наиболее трудными или неприятными для людей. Это, например, работа во внеземных колониях с неблагоприятными условиями для жизни. Некоторые из них даже используются в качестве солдат для ведения войны и разрешения различных конфликтов в будущем. У репликантов есть свой предельный срок службы в 4 года, умышленно обозначенный в качестве меры безопасности, по истечению которого они умирают. Но некоторые киборги «сходят с ума» раньше срока, раскрыв свое истинное происхождение, и нападают на своих создателей. Для борьбы с восставшими роботами было создано специальное подразделение полиции — «бегущие по лезвию». Оно состоит из лучших агентов, которые отвечают за выслеживание и уничтожение взбунтовавшихся киборгов.

photo92373257

Главную роль в этой истории исполняет Рик Декард (Харрисон Форд), ветеран, «бегущий по лезвию» в отставке, на которого рассчитывает полиция города в связи с особым случаем. Четыре опасных репликанта под предводительством Роя Бетти (Рутгер Хауэр) сбежали со своих внеземных объектов на землю и совершили убийства в городе. Миссия Декарда: поиск и уничтожение этих репликантов. Но его видение проблемы изменяется, после работы с одной из новинок Nexus 6 — репликанткой Рэйчел (Шон Янг), в которую он влюбляется. Когда Рэйчел узнаёт, что она тоже биоробот, и сбегает со своего рабочего места, охота начинается и за ней. И выполнение миссии для главного героя становится дилеммой. Любители этого жанра получат удовольствие ещё и от качественного сюжета.

photo0286943

Стиль и спецэффекты

Визуальный стиль, в котором представлена вся лента, можно назвать возвышенным. Мы видим Лос-Анджелес как технологичный и высокоразвитый город, а здания и небоскребы здесь еще выше, чем можно вообразить. Этот город, кажется, живет в расцвете технологий и достиг предела в развитии. Но, в то же время, мы видим город, полностью погруженный во тьму, грязь и постоянно мокнущий под кислотным дождём и разорённый преступностью. Сюда не попадают лучи солнца, управление в полном распаде, всюду социальное бесправие, страдание и печаль. Но, в то же время, это город, достигший высшей точки промышленного развития, архитектуры и технологии; город, который переживает наихудшие времена. Дождь является повторяющимся и важным элементом, который символизирует, что город погрузился в полный упадок. Можно увидеть только несколько сцен, где светит солнце. Как будто сам Бог и его ангелы постоянно плачут, наблюдая за тем, что происходит, над тем, что стало с этим городом. Это очень важный отличительный элемент в «черных» фильмах, для представления какого-то места в хаосе, апатии и грусти. Другим важным элементом является насыщенность неоновыми рекламными вывесками, яркими огнями и другими атрибутами, символизирующими высшую степень капитализма.

photo02184575

Что же касается спецэффектов, то их тут предостаточно. Мы увидим летающие патрульные машины — спиннеры, устройство Войта-Капмфа, которое помогает вычислить репликантов, прибор для увеличения изображений в несколько раз и многое другое. Все это сделано на высоком уровне. Здания города, особенно пирамиды Тайрела (ученый, который разработал мозг репликантов), чертовски огромные и впечатляющие. Кажется невероятным, что этот фильм снят около 30 лет назад.

photo923735675

Звук и музыка

Звуковые эффекты не отстают от видеоряда. Они не просто на высоте, но даже в некоторых моментах превосходят картинку. Прислушиваясь к звукам, мы представляем все элементы, объекты и транспортные средства, которые присутствуют в городе. Взлет автомобиля или звук дождя усиливают погружение в атмосферу картины. Но есть одна вещь, которая действительно выделяется. Это звук пистолета Декарда — он палит из него, будто из базуки. Хочется отметить, что студия звукозаписи проделала отличную работу, сделав прекрасные звуковые эффекты, полностью соответствующие этой удивительной вселенной.

photo92305874

Что же касается саундтрэка к фильму, то тут нужно отметить высокохудожественную работу греческого композитора Вангелиса, который создал все песни, составляющие саундтрэк. Этот композитор характеризуется как исполнитель электронной музыки. Он был одним из первопроходцев, и едва ли не рассматривается как отец-основатель этого жанра. Создание саундтрэков для фильма «Бегущий по лезвию» считается одной из его лучших работ. Здесь происходит объединение электронной музыки с классической фортепианной мелодией, джаза и блюза. И весь этот музыкальный синтез отлично вписывается в технологическую вселенную и пронизывает город. Советую обязательно послушать эти мелодии — от них просто дух захватывает.

photo39357653

И напоследок…

Подводя итог, можно сказать, что это довольно универсальный фильм. Он увлечёт вас, даже если вы не являетесь поклонником фантастики. Каждый может наслаждаться этим шедевром, потому что найдет в нем для себя такие моменты, которые привлекут ваше внимание и будут держать вас в напряжении до самого конца.

Этот фильм заставляет задуматься над тем, насколько далеко может зайти развитие человечества и технологий. Какие могут быть последствия такого развития? Благодаря репликантам, в частности, Рою Бетти, у зрителей появляются такие вопросы, как «что такое быть человеком?», «есть ли разница между человеком и машиной?», «может ли машина иметь душу или бояться смерти?» «Бегущий по лезвию» — одно из немногих произведений, имеющих честь представлять такие спорные вопросы на протяжении целых 30 лет. Ту работу, которую проделали создатели картины и актеры, можно по праву считать настоящим подвигом.

photo9832575443

Конечно, этот фильм может многим и не понравиться. Первые полчаса просмотра я вообще не очень хорошо понимал, что это за мрачная игра в непонятные вопросы. Но постепенно стал вдумываться в суть этой игры. Могу сказать, что этот фильм стоит посмотреть и немного подумать на вышеназванные темы. Поверьте, это стоит того.

Автор: Евгений Томилин

количество просмотров 2 816
Система Orphus