Культурный журнал

Интервью с художницей Светланой Юрченко. «Научиться слушать себя — это невероятно ценно»

Интервью с художницей Светланой Юрченко
Дорогой читатель! Вот и состоялась твоя долгожданная встреча с новым выпуском журнала, который согреет тебя этой зимой. И начнём мы с невероятно тёплого и душевного интервью. В этот раз на наши наивные вопросы отвечала Светлана Юрченко, талантливая художница из Киева, которая создала волшебную книгу «Томашекино дело» (изданную на двух языках — русском и украинском). Рисунки и иллюстрации Светланы действительно наполнены светом и добром. И любопытный журнал «Стол» решил разузнать, как же создаётся такое волшебство.

Светлана Юрченко картина 1

— Расскажите, как родилась Ваша первая завершённая работа? Что мотивировало Вас её создать?
— В момент, когда я поняла, что в изобразительном искусстве нет никаких рамок. Действительно законченными я считаю именно акварельные рисунки. Хотя до этого я и рисовала графику.

Мне попались на глаза работы некоторых художников, которые меня очень зацепили. В них не соблюдались правила перспективы, масштаба или пропорции. В них не было ничего того, что всегда меня съеживало при мысли о рисовании. Не то, чтобы для меня это сложно, просто вся эта «правильность» больше похожа на математику, а тут было чистое творчество. Оказалось, чтобы передать что-либо, достаточно просто взять в руки кисть, карандаш — не важно — и делать это.

Когда это понимание пришло, стала рисовать «свои» картинки. До этого только срисовывала. Собственно, этот момент пришел именно с акварелью. Она была мне вовсе незнакома, но очень привлекала уже давно. Попыталась изобразить что-то по видео-уроку. Для меня это была скука смертная. Поэтому решила рисовать так, как мне было удобно. Тогда сразу и родилась первая завершенная работа.

— Как к вам пришла идея создать книгу? Трудно ли было довести это дело до конца? И насколько то, что получилось, соответствует задумке?
— Сперва я нарисовала одну картинку, которая впоследствии получила почетное место где-то в середине истории. Потом еще одну из этой же серии. Не по порядку, а просто, как в голову придет. Потом поняла, что это действительно будет книга. В общем, сперва были нарисованы все иллюстрации, а только потом был написан сам текст.

CRVKCY5WrOE

Насколько это соответствует задумке — сложно сказать. Не все я смогла передать так, как вижу в уме. Написанное очень отличается. В голове, к примеру, существа (герои истории) совсем не разговаривают. Они просто знают, как бы слышат обращенную к ним речь. Скорее даже не речь, а сам посыл. Они издают лишь какие-то небольшие звуки, иногда вздохи, но не говорят, как люди. В этом смысле было довольно сложно уложить в слова все детали. В голове все больше построено на эмоциях, чем на определенной информации. Но даже несмотря на это, вроде вышло неплохо. По крайней мере, я на это надеюсь.

— Помогал ли Вам кто-нибудь переводить книгу на другой язык?
— Нет, переводила я самостоятельно. У меня два родных языка, так что в этом не было никакой проблемы. После того, как я закончила, мы еще долго работали с редактором Еленой Калининой, чтобы все уложить в литературные обороты.

— Учились ли Вы где-то рисованию профессионально? Или развивали свой талант самостоятельно?
— Я не заканчивала никаких художественных школ или ВУЗов. С детства рисовала. Не то чтобы часто, но было дело. Наверное, это наследственное, так как и папа, и мама в молодости тоже рисовали. Не скажу, что мне хотелось этому учиться, просто нравилось это делать. А когда случилась акварель, тогда я и вовсе влюбилась в это занятие.

— Как развивается Ваше творчество? Принимаете ли Вы участие в художественных выставках, организуете ли собственные? В каких проектах Вы участвовали как художник или иллюстратор?
— Где-то год назад я устраивала выставку «Ящик». У меня давно зрела эта идея, и в то время пришло бесповоротное понимание того, что я должна ее сделать. Это было как некий вызов самой себе, так как организаторские дела — это вовсе не мое. Было трудно, но все вышло как нельзя лучше. Мне нужны были ребята, которые рисуют, но не обучались этому. Тогда я сделала такие открыточки и визитки с адресом группы в социальных сетях, и просто раздавала их людям. Не всем подряд. Это были разные люди, но какие-то другие. Их можно различить в толпе, если знать, чего искать. Многие из них действительно приняли участие в проекте. Все работы были выставлены в Киевском Центральном Доме Художника. Выставка была благотворительной, и собранные средства пошли на помощь приюту для животных. Это было пока единственное мероприятие, в котором участвовали и мои работы.

Светлана Юрченко картина 5

— Есть ли произведение, к которому Вы хотели бы нарисовать иллюстрации?
— На самом деле, я не берусь иллюстрировать чьи-то книги. Это всегда привязка к чему-то конкретному, что подразумевает под собой много нюансов. А я не могу ни к чему привязываться, когда рисую. Могу начать об одном, закончить о другом. Никогда не знаю, что конкретно выйдет в итоге.

— Насколько Вы добились в своём творчестве того, чего хотели?
— У меня никогда не было цели добиться чего-то в творчестве. Это как медитация, понимаете? Вы получаете удовольствие от самого процесса. А то, что из этого рождается — некий бонус. Здорово же! С самых первых моих работ и до сегодняшних я одинаково тонула в них с головой. Хотя они кардинально разные в плане стилистики. Просто с опытом больше чувствуешь краски, поэтому меняется и сам рисунок. Не знаю, как все это станет развиваться в дальнейшем, но уверена, что любить буду так же.

— Как Вы получаете вдохновение? Это могут быть какие-то фильмы (мультфильмы), книги, музыка? Может, это работы каких-то других художников?
— Вдохновение повсюду. Это всегда происходит по-разному. Конечно, тут и фильмы, и работы других людей, причем не только картины. А еще здорово всматриваться в различные текстуры. Там очень много можно найти. Как в облаках. Стоишь, бывает, в метро, ждешь поезд и высматриваешь в мраморных плитах забавные вещи.

Порой просто какие-то жизненные ситуации приводят к тому, что в голове складывается тот или иной образ.

Иногда первой приходит именно словесная составляющая картины. Это может быть просто мысль, которая крутится в голове, или слова каких-нибудь замечательных людей. Да что угодно, вплоть до надписи на заборе.

Светлана Юрченко картина 2

— Говорят, что талантливый человек талантлив во всём. Чем вы ещё увлекаетесь, кроме создания прекрасных рисунков?
— Я люблю петь под свою маленькую гитарку. Уже даже есть пара собственных песен. Чем я, несомненно, горжусь и хвалю себя за это. Очень люблю танцевать. Надо бы почаще это делать. Очень нравится пользоваться всякими инструментами. Вырезать, выжигать, зашкуривать всякие деревяшки. Люблю забивать гвозди и крутить всякие винтики. Просто обожаю кататься на всяких досках. По асфальту, по снегу, по воде. Велосипед — еще одно чудо. Спасибо Джону Старли. Недавно открыла для себя скалолазание — очень здоровская штука. Безумно люблю путешествовать. Снимать и монтировать видео о поездках. Можно еще долго перечислять, но, боюсь, тогда на целый роман хватит.

Светлана Юрченко картина 4

— Что Вы могли бы посоветовать начинающему художнику?
— Только продолжать делать то, что он делает. Не важно, правильно или нет. Эти понятия вообще не имеют ничего общего с искусством. Нравится это кому-то или приносит удовлетворение только вам — рисуйте. Мы все умеем это с детства.

— Что, на Ваш взгляд, важно попробовать, увидеть в жизни?
— Нет универсального «чего-то», что подошло бы всем. Пробовать нужно то, что вы чувствуете внутри. Научиться слушать себя — это невероятно ценно. Слушать не свои страхи или чужие назидания, а именно свои внутренние ощущения. Никогда не подводят. Просто не бояться уйти с насиженного места. Покидая зону комфорта, вы тем самым расширяете ее и, соответственно, развиваетесь. Это всегда, повторюсь, всегда приносит результаты.

Светлана Юрченко художник

Вы могли встретить в нашем журнале подборку работ Светланы «Пушистая зима». Больше волшебных рисунков смотрите здесь.

Беседу провела Дарья Краева
Рисунок и иллюстрации (из книги «Томашекино дело»): Светлана Юрченко
Фото: Юлия Гехман

количество просмотров 4 817
Система Orphus