Культурный журнал

Ищите в себе дары

Ищите в себе дары
Представителям нашего журнала повезло оказаться за столом с интересными творческими личностями и провести чудесный вечер в их позитивной компании. На эту замечательную встречу нас пригласила поэтесса Инесса Ганкина (с которой мы с удовольствием познакомим вас в следующих номерах журнала). Именно благодаря этому активному человеку мы попали в гости к её подруге — художнице и композитору Вере Готиной.

Интервью с Верой Готиной
Не успели мы попасть в квартиру, как уже стало очевидно: в этом доме живёт художник. Стены подъезда встретили нас неожиданной и приятной экспозицией картин. А уж дома у Веры мы тут же окунулись в непередаваемо тёплую, позитивную и творческую атмосферу. И сразу поняли: классического интервью здесь ну никак не получится. Хозяйка дома то и дело оказывалась у раритетного фортепьяно и с заразительными эмоциями наигрывала то одну, то другую мелодию в формате джазовой импровизации. В этот вечер было столько всего: и декламации стихов, и трогательные воспоминания и неожиданные музыкальные вставки!

Интервью с Верой Готиной
Конечно, нам было безумно интересно, как начался творческий путь Веры Готиной, которая за короткий срок успела поучаствовать в итоговой выставке «Творим, обсуждаем, мечтаем» проекта «Региональные сувениры как средство интеграции местных агротуристических сообществ», организовать выставки «Глазами любви» (в доме культуры города Молодечно), «Мы живы» (в галерее «Славутасць» города Минска), записать несколько дисков с авторскими песнями на стихи Инессы Ганкиной («Чешуя времени» и «Радость радуги»). На момент нашей встречи в разработке были ещё одна персональная выставка и запись ещё одного диска песен на стихи Инессы Ганкиной и Елизаветы Полеес. К печати готовится авторский альбом, который получит знаковое название «Память местечек».

Удивительна и достойна восхищения не только активная и плодотворная творческая деятельность Веры Готиной в её возрасте (а это, на минутку, 72 года). Но и то, что творческий путь художницы и композитора она начала совсем недавно — несколько лет назад. Вера настолько полна какой-то особой светлой энергии, что часто вносит неожиданный эмоциональный оттенок в свою интерпретацию поэтических текстов.

Рисунок Веры Готиной
Инесса Ганкина посвятила нас в тонкости сотрудничества по созданию песен: «Когда есть ритм — это ещё не проблема, у меня же огромное количество текстов с меняющимся ритмом. Как она это делает — не представляю! Я в восхищении! У нас, конечно, бывают творческие дискуссии. Вера всегда ищет возможность закончить произведение в мажоре. А я говорю — ничего мажорного в стихах нет. А она мне: «А ежели мы пересмотрим концепцию?» Иногда я соглашусь, а иногда говорю — нет, не надо. В общем, на самом деле, работаем».

Как мы уже говорили выше, сочинять музыку Вера стала совсем недавно. На праздничном литературном вечере в библиотеке им. Пушкина Вера Готина познакомилась с Инессой Ганкиной. Поэтессу привлекло то, насколько живо и непосредственно Вера играла на фортепьяно. Инесса подарила новой знакомой сборник своих стихов «с тайной надеждой, что наконец-то появятся музыкальные композиции на ее достаточно заумные тексты…» И как же начал писать музыку человек, который никогда этим не занимался?

«Начала вдруг сочинять, потому что зацепилась за слово «танго» в Инессиных стихах. До этого там я не видела, с чего начать: ну стихи и стихи, и музыкальных мыслей не приходило. А тут вдруг — танго! А почему бы не попробовать в ритме танго? Музыкант я или нет? Попробовала, да и дальше пошла ломать голову. И весь сборник: вот это не надо — это слишком трагично, это не получилось, это не соответствует немножко. А то, что получилось, я с такой радостью рванула писать, и мне нравилось. А потом Инесса говорит: «И мне нравится тоже!» Я говорю: «Кто будет петь?» Она: «Ну не я же буду петь, ты будешь, конечно!» Солиста долго не могли найти. Нет такого человека, который без всяких капризов взял бы и спел», — рассказывает Вера Готина о создании первого диска «Чешуя времени».

«Если бы не встреча с Инессой, я бы так и не писала ничего. Вообще, это вот лучшие подарки от Бога. Он меня с Инессой свёл, с художником Линой Цивиной свёл, с поэтессой Елизаветой Полеес свёл, на творческий вечер меня привёл».

Интервью с Верой Готиной
Череда, казалось бы, случайных, но, очевидно, судьбоносных встреч не только стимулировала Веру к разным видам творческой деятельности, но и качественно изменила уровень этой деятельности. Картины Веры Готиной появились на выставках. Со слов художницы, как начиналось её участие в выставках:

«Опять мы возвращаемся к художнику-керамисту Лине Цивиной. Она предложила предоставить несколько работ для участия в итоговой выставке ее проекта в Молодечно. Кругом всякие сувениры, поделки, керамика, Лина сама обжигает, и нам подарили на память. В общем, такой большой международный проект в молодечнинском районе».

«Арт-директор (Лина Цивина — прим.ред.) сказала, что ей нужна творческая программа — про весну, про любовь, март. Мы сделали программу «Глазами любви»: исполняли стихи, и Верины рисунки были впервые представлены на выставке. И вот тогда Вера впервые поняла, что такое выставка, когда висят её работы», — добавила Инесса Ганкина, которая помогала в организации всех выставок Веры Готиной.

Лина Цивина оценила работы Веры и посоветовала ей знакомить людей со своим творчеством. На форуме в Молодечно картины увидела методист местного Дворца культуры и пригласила Веру сделать более масштабную персональную выставку в Молодечно.

Во Дворце картины находились месяц, потом выставка переехала через дорогу в художественный колледж. По просьбе студентов и директора выставочные работы остались в колледже еще на месяц. Сама Вера о своих работах отзывается очень скромно: «Там просто висели картинки мои. Ну, народу нравится».

Беспокойные представители нашей редакции весь вечер засыпали художницу вопросами. Мы поинтересовались, что же вдохновляет Веру Готину на такую разностороннюю творческую деятельность.

«Внутреннее желание и ничего больше. Тяга. Прямо, как будто у тебя внутри: «Иди и рисуй!» Для меня сейчас ничего другого не существует. Всё, что надо, я уже прошла по жизни. Всё, что надо, я уже слышала. Всё, что надо, я перепробовала. А это уже отдушина. Всё из меня. Вся я в этих рисунках. Что буду рисовать — не знаю. Мне просто нравится полотно».

Рисунок Веры Готиной
Инесса Ганкина на протяжении всего вечера поддерживала подругу, помогала ей формулировать мысли и ответы на наши наивные вопросы: «То есть, нет картинки в голове, именно интуитивно идёт творчество. Оно живое».

«Я не могу нарисовать портрет по заказу. Но у меня он сам получился — это Лера Орлова, моя ученица. Всегда была очень воспитанной девочкой. И глаза эти — чёрные маслины. Я её стала делать всякой: и с нежно-голубыми глазами, и с прищуром. Тогда я поняла, что можно сделать что-то художественное. Я не знаю, как она у меня получилась, но я поняла, что можно делать что-то качественнее. С неё у меня пошла новая полоса в рисовании, изображении, приём новый какой-то. Я стала по-другому относиться к творческому процессу. Я вообще не знала ни про выставки, ни про что. Я рисовала всё для себя. Потом думаю: ну кому-то покажу, кто-то придёт — приглашала из нашей общины» (община «Брит Хадаша (Новый Завет)» — прим.ред.), — делится Вера творческими секретами.

Лера Орлова
Лера Орлова
«Бог водит моей рукой, я это так понимаю. А иначе как объяснить: человек, который раньше никогда не рисовал. Пропорции, всё сидит внутри. Всё, что я не делала в молодости — некому было мной заняться, я фактически сирота. Потеряла родителей ещё в раннем возрасте: мать умерла, отец приёмный умер. И я одна по жизни пошла. Что нужно было для жизни? Работа. А где можно было работать? На заводе. А что я умела? А ничего я не умела. И всему училась. Спасала музыка. Были там оркестры — я играла в этих оркестрах. А потом, когда какое-то время прошло, мне сказали: иди устраивайся в филармонию». Но на самом деле все, конечно, не так просто: Вера два года провела в Минском музыкальном училище имени Глинки и 22 года работала артисткой оркестра отдела музыкальных ансамблей Белгосфилармонии.

Вера Готина
Оказалось, что у написания музыки и картин много общего:

«Когда сажусь за инструмент, я тоже не знаю, что буду сочинять. Вот Инесса дала стихи, до этого я ничего не писала. Какой ритм, ритмическое ударение? Вот такое предложение: «Сумасшествие птичье с утра» (Вера напела строчку — прим.ред.). Само рождается».

О своих творческих планах Вера Готина тоже говорит с большой скромностью:

«С меня хватит: рисунки и музыка для третьего диска. У меня не бывает плохого настроения, потому, что я рисую и пишу музыку. И творчество, и музыка мне дают повод для хорошего настроения».

А это несколько слов, с которыми Вера Готина обращается к читателям нашего журнала:

«Чтобы у вас всегда было хорошее настроение. Знайте: возраст — не помеха для творческого самовыражения. Ищите в себе дары. Бог дал каждому человеку дары: кто-то обладает мастерством стихосложения, кто-то умеет рисовать. Не глушите это в себе, не гоняйтесь за рублём, не сидите на негативе. Позитив. Солнце утром встало — спасибо тебе, Господи, за солнце. Ну и что, что дождь, ну и что, что холодно. Переживём это. Зиму пережили, и это переживём. Будет весна, потом опять будет лето. Всегда из всего ищите выход с улыбкой на лице».


Материал подготовлен Дарьей Краевой при содействии Инессы Ганкиной, которой редакция выражает большую благодарность за помощь, терпение и понимание. А также большое спасибо Ольге Астровской за вклад в работу над материалом и участие в интервью.

Больше рисунков Веры Готиной можно найти в специальном альбоме в сообществе «Стола» ВКонтакте.

Для более объемного восприятия прочитанного предлагаем вам ознакомиться с некоторыми композициями из сборников «Чешуя времени» и «Радость радуги».






Фото: Ольга Астровская; из архива Веры Готиной

comments powered by HyperComments
количество просмотров 1 261
Система Orphus