Сергей Корнев: «Не надо о себе заявлять. Просто делай то, что любишь»
Сегодня у нас «за столом» современный писатель, автор книг «Дофамин: О любви и нелюбви», «Гол последней надежды», «В стиле фьюжн» и «7 жизней. Роман» Сергей Корнев.
Писательство – это Ваша основная деятельность или приятное хобби?
В наше время писательство, наверное, ни у кого не является основным видом деятельности. Даже у топовых авторов. Для меня это и не работа, и не хобби. Я на самом деле не очень люблю писать – в том смысле, что процесс написания текста для меня вторичен. Поэтому я вряд ли возьмусь за написание любого текста, как копирайтер. И вряд ли буду испытывать писательский зуд, если чего-то не напишу. Признаюсь, порой мне и самому становится не очень понятно, зачем я всем этим занимаюсь. Однако наступает момент, когда ты не задаёшь себе вопросов: зачем и что это такое. Ты просто садишься и пишешь. Думаю, это просто потребность души в самовыражении.
Как Вам больше всего нравится писать: от руки, на компьютере или, может, у Вас есть печатная машинка?
Пробовал все три варианта, и самый лучший из них – компьютер. В рукописном варианте я не очень хорошо чувствую текст. А печатная машинка не позволяет оперативно его редактировать.
Посещают ли Вас озарения в самых неподходящих ситуациях? Приходилось ли делать заметки на салфетках или чём-то подобном?
Да, посещают и в подходящие моменты, и в неподходящие. Но я не люблю записывать, стараюсь хранить в памяти. Записываю только в том случае, если это такая нужная штука, что её ну никак нельзя забыть. В остальных случаях подзабытое озарение – как хорошее вино: чем больше его выдержишь, тем оно лучше.
Какое время года, по вашему мнению, наиболее благоприятно для творчества? Почему?
На мой взгляд, нет более или менее благоприятных времён для творчества. Не важно, осень это или весна, день или ночь, за окном апокалипсис или просто дождик накрапывает. Ты просто ловишь свою волну и всё. Это внутреннее – то, что живёт внутри тебя. А времена года и прочее – внешнее. Если внешнее сильно влияет на твою внутреннюю волну, то стоит задуматься, тем ли вообще делом ты сейчас занимаешься. Если я понимаю, что мне становится очень важно, какое в данный момент время года и сколько времени на часах, то я бросаю писать и иду пить пиво.
Есть ли у Вас в произведениях альтер-эго или прототип? Если да, то в каких?
Если ты хочешь, чтобы твой герой был хоть сколько-нибудь живым, тебе надо вдохнуть в него жизнь. Самый простой способ – наделить энергией реального человека, то есть использовать прототип. Просто возьми и срисуй образ. Чуть сложнее – создать героя из нескольких реальных образов. И ещё труднее привести к жизни персонаж, используя непротоптанные дорожки своей собственной личности. Это немного магия на самом деле. Я же не волшебник, а только учусь. И по этой причине мне благоразумнее не упоминать людей, энергию которых я взял для своих опусов. Ну, а если говорить серьёзнее, то открою небольшую тайну для тех, кто ещё её себе не открыл: во всём и во всех человек видит и знает только себя самого.
Что Вы чувствовали, когда держали в руках свою первую изданную книгу?
Ничего особенного не почувствовал. Пожалуй, просто облегчение. Я считаю, что всякое дело должно быть доведено до своего логического конца. Если ты не доводишь дело до конца, то накапливаешь в себе тяжесть нереализованной энергии. И это всё слишком загружает, «тормозит» тебя. Поэтому если уж книга написана, то её логический конец – это издание. Дальше она живёт своей жизнью, энергия реализована, и становится легко.
Трудно ли было делать сборник рассказов? С какими трудностями или особенностями вы столкнулись?
Нет ничего проще, чем сделать сборник рассказов, если они написаны. Это как собрать друзей на вечеринку, только ещё проще, потому что кто-то из твоих приглашённых друзей может отказаться, а написанный тобой рассказ – нет. Не знаешь, как их расставить, доверься жребию. Я именно так и сделал: написал названия на листочках и вытягивал по одному. Вышло интересное занятие.
Кто из авторов мог бы стать (или стал) для Вас примером для подражания?
Даже если какой-то автор меня восхищает до глубины души, у меня нет совершенно никакого желания ему подражать. Просто потому, что это пустое занятие, на мой взгляд. Но если пример не для подражания, а как возможность научиться чему-то в плане литературного ремесла и вообще какой-то хороший урок – то это совсем другое дело. И таких авторов много. Если же надо выделить кого-то одного, то для меня это Милорад Павич. Это пример настоящего литературного мастерства.
Кем Вы хотели стать в детстве? Ожидали ли Вы, что станете писателем?
Вот точно не скажу, потому что кем только не хотел. Помню, что очень хотел быть футболистом или хоккеистом. Но и книжки писать тоже хотел. Поэтому с самого детства пробовал это делать. А в юношеском возрасте очень увлёкся музыкой и с тех пор мечтал стать музыкантом. И только когда эта мечта рухнула, снова начал пописывать прозу. Просто надо было куда-то направить себя и поток своей творческой энергии. Я и направил. Но говорить, что я стал писателем, на мой взгляд, как-то не совсем правильно. По правде говоря, я и сам не знаю, кем я стал. «Стать» – вообще слово какое-то слабое, иллюзорное, будто мираж; стать по-настоящему никем нельзя, по-настоящему можно только быть.
Какую музыку слушали в студенческие годы?
Музыка была, как болезнь. Переболеешь одним, тут же заболеваешь другим. «Nirvana», «Алиса», «System of a Down», «Пилот», «Оргия праведников» – да чем только не переболел. Но в основном это была тяжёлая музыка.
Какие фильмы и какой режиссёр Вам наиболее близки?
Из западного кино – Дэвид Линч. Из советского – Георгий Данелия. Из отечественного нашего времени – Балабанов и Звягинцев. А фильмов слишком много, не возьмусь определять из них наиболее близкие. Мне нравится, когда кино умное и талантливое, когда актёры играют так здорово, что ты забываешь, что перед тобой всего лишь экран с мелькающими картинками. На тупой мейнстрим с поп-корном мне жаль тратить время.
Хотели бы Вы, чтобы по одному из Ваших произведений сняли фильм? Если да, то по какому?
Когда я пишу историю, то будто смотрю кино внутренними глазами. Следовательно – фильм можно снять по любой написанной мной истории. Поэтому если кто-то решит снять фильм по одной из них, я буду только рад. И мне всё равно, на чём остановится его выбор.
На какой творческий эксперимент вы хотели бы решиться (попробовать себя в новом жанре, написать от женского лица и т.д.)?
На этот вопрос лучше всего ответит книга, которую я пишу в настоящее время. Эта книга – тот самый творческий эксперимент, на который я долго не решался и всё же решился.
Пробовали ли Вы когда-нибудь писать стихи, и что из этого вышло?
Да, я писал стихи. Началось всё с текстов для песен и постепенно затянуло в поэзию. Поэзия же у меня выходила дрянная, хотя и искренняя. Хорошо, что хватило благоразумия оставить это дело.
Как вы считаете, кому в современном мире проще заявить о себе – писателю или поэту?
Заявить о себе проще поэту, чем кому бы то ни было. Особенно поэту плохому. И вот как это происходит. Некий человек решает, что он человек творческий и ему как человеку творческому не мешало бы заняться каким-нибудь творчеством. Но – каким? Чтобы заниматься, к примеру, музыкой, надо научиться играть на музыкальном инструменте, выучить музыкальную грамоту. И человек вскоре понимает, что не хочет заниматься музыкой. Слишком уж это долго, дорого и сложно. Ну ладно, можно живопись попробовать – авангардизм какой-нибудь, думает человек, уж так-то я сумею нарисовать. Или же вот – фотоискусство. Купил фотик и щёлкай, вставляй фотки в группу во Вконтакте, собирай лайки. Со временем оказывается, что это всё тоже затратно и не так уж и просто. Что остаётся? О, литература! Что же выбрать: прозу или поэзию? В прозе слишком уж много надо писать. А вот поэзия в самый раз. И вот так большинство «творческих людей» и становятся «поэтами» и «поэтессами», и всей толпой начинают заявлять о себе. А потом мы удивляемся, от чего это в современном мире так трудно пробиться поэту. Излишнее предложение обесценило спрос. Кстати, такой кризис случается везде, куда устремляются массы желающих о себе заявить. Не надо о себе заявлять. Просто делай то, что любишь. Бескорыстно, исключительно из-за любви. И придёт время, когда это дело вознаградит тебя.
Какую книгу вы сейчас читаете? Что вы могли бы порекомендовать нашим читателям?
В своей группе Вконтакте регулярно выкладываю книги, которые я прочитал. В основном те из них, что мне понравились, и я искренне могу их порекомендовать.
Есть ли в нашем журнале авторы, которых Вы могли бы выделить?
Думаю, с моей стороны некорректно кого-то выделять. Чтобы хвалить или критиковать, надо это хорошо знать, а я знаю поверхностно. Я хочу похвалить ваш журнал и тех, кто занимается его развитием. Все люди из вашего журнала, с кем я общался, произвели на меня очень приятное впечатление.
Что бы Вы посоветовали или пожелали начинающим авторам?
Советовать ничего не хочу. Кто я такой, чтобы советовать? А пожелание такое. Как-то на одном литературном сайте для начинающих авторов меня попросили назвать 10 книг, которые оказали на меня большое влияние. Я назвал, пошли комменты, из которых оказалось, что многие не читали и половины из них. Хотя это очень известные книги – я никогда не был заядлым читателем, прыгал по вершкам, собирал сливки, но и моего читательского запаса хватило, чтобы выглядеть эдаким умником среди не кого-нибудь, а людей, желающих быть писателями. Ребят, вы никогда не будете хорошими авторами, если сами не будете читать. Поэтому моё вам пожелание: читайте больше и читайте хорошую литературу.
Вопрос от читателей:
Когда и при каких обстоятельствах Вы ощутили свой первый порыв написать что-то?
Это было очень давно, и я тогда, наверное, ещё не знал все буквы. Возможно, меня разобрало написать слово «мама», но если это не так, то значит, я накарябал что-то не очень приличное. А если серьёзно – первый порыв не помню. Помню, как мне пришла эта мысль уже в зрелом возрасте. Я прочитал рассказ Милорада Павича «Кровать на троих». Автор так ловко водил меня за нос, что в конце я просто дар речи потерял: так это было здорово написано. И в тот же момент мне в голову пришла идея рассказа, который мне захотелось написать. И я его написал. С этого всё и началось (если убрать за скобки детские и юношеские опыты).
Публикации в «Столе»:
«Дофамин»
«Интервью»
«Джокер»
«Дежавю»
«Буддийская зима»
Творческие странички автора:
Премия «Дебют»
Сергей Корнев | Современная проза
Свет-Книга | Цитаты великих людей о жизни
Фотографии предоставлены собеседником