«Спрос рождает предложение» (Адам Смит)
Насколько мне известно (ведь я не исключение, а скорее плохой пример), авторский опыт в поэзии всегда занимал видное место в жизни людей, молодых и зрелых, независимо от эпохи, моды и нравов.
Изменению подлежали только тематика и форма, в зависимости от общественных интересов и окружающих событий, но поэзия всегда оставалась динамичной, царапая общество острыми углами своей актуальности, что делало ее популярной среди масс.
Во все времена писались стихи. Кто-то прятал их под подушкой или хранил в памяти для грядущего признания в любви, а кто-то решался публично обнажать свои чувства перед людьми, и те, кто делал это успешней остальных, посвящая ремеслу стихосложения драгоценные годы собственной биографии, ныне известны, как поэты. Лишь некоторые из них стали великими, и только единицы — гениями. Тогда это было возможно, хоть и очень трудно.
Сегодня все изменилось. Современная поэзия — это немое кино XXI века: невыгодное, слишком пафосное и сложное для понимания поприще, на котором все деньги уже были сделаны. Конечно, существуют редкие исключения, но они только подтверждают основное правило — поэзия как жанр стремительно погибает.
Мы не дети, и понимаем, что любое творчество — это, в первую очередь, чей-то бизнес, цель которого — приносить доход. Автор того или иного произведения в «производственной среде» мало кого интересует, как творец. Он — инструмент для заработка, и не более.
Понятная аналогия — успешный юрист в частной адвокатской конторе: пока он хорош — его место в команде. Условия просты — умей быть востребованным и работай над собой. Не хочешь? Претендентов много.
По утверждению представителей издательской индустрии, поэзия крайне плохо расходится, собственно, поэтому ее и не публикуют: читатели не хотят покупать стихи. Спроса нет — нет предложения. Нет предложения — нет надобности в авторах стихов. Нет авторов — в дальнейшем не будет поэзии. Повторюсь, что все-таки существуют удивительные исключения, но одних исключений недостаточно для того, чтобы обратить гибель целого жанра.
Подводя итог, я сразу обозначу, что не берусь делать громкие (и глупые) утверждения по поводу того, что стихи исчезнут с лица земли, нет. Я говорю лишь о том, что поэзия перестала развиваться в рамках общественной культуры, что связано с ее невостребованностью, а следовательно — невыгодностью ее на литературном рынке.
Это, конечно же, приведет к непоправимым последствиям, когда альтернативой, а потом — полной заменой современных авторских стихов станут наиболее близкие, но простые для понимания и реализации жанры, примитивные по своему содержанию: рэп, хип-хоп и т.д.
Впрочем, если обратить внимание на предмет рекламы многочисленных биллбордов, легко понять — начало конца уже заложено…
Автор: Игорь Летушов
Фото: Екатерина Мордачёва