Культурный журнал

Литературный процесс и его двигатели

14
photo43834299450

Давно известно, что исторический процесс двигается не массами и не личностями, а индивидами, способными объединить вокруг себя единомышленников и организовать массы. Нет причин предполагать, что литературный процесс должен функционировать принципиально иначе и его движение должно обуславливаться совершенно иными причинами.

Если присмотреться, то любая литературная школа и любое литературное направление обязано своим существованием одному-двум индивидам, игравшим роль объединителей и вдохновителей. Любой расцвет стал возможен постольку, поскольку существовали люди, создавшие благоприятные условия для расцвета. Любое значимое явление известно нам и значимо постольку, поскольку существовали индивиды, способные обозначить и донести до нас значимость этого явления. И нет ничего более ценного для любого процесса, чем такие индивиды. Их немного. Их определяющее качество — бескорыстие. Они действуют не из соображений личной выгоды, а из любви к искусству, в случае литературы — из любви к литературе. Из разряда небожителей их исключает тот прискорбный факт, что они — люди, с присущими людям несовершенствами и субъективными пристрастиями. Тем не менее, только их наличие позволяет с некоторой долей оптимизма взирать на будущее литературы. Потому что рядом с ними существуют их корыстолюбивые подражатели, которых гораздо больше и которые интересуются исключительно продвижением себя любимых и, возможно, в какой-то степени своих полезных друзей и родственников. И то, что история мировой литературы выглядит так, как она выглядит, является прямым следствием субъективных пристрастий как бескорыстных, так и корыстолюбивых двигателей литературного процесса. И то, что современный литературный процесс выглядит так, как он выглядит, является прямым следствием преобладания и чрезвычайной активности корыстолюбивых подражателей и традиционно малого количества бескорыстных объединителей и вдохновителей.

Утешает то, что так было всегда. Напротив, тот факт, что у литераторов сейчас имеются неограниченные возможности опубликовать произведения своего гения, не утешает, а дезориентирует и усыпляет бдительность. В самом деле, кто угодно может прибегнуть к услугам интернета и опубликовать там все, что пожелает душа. Для этого совершенно необязательно бегать по редакциям, пытаться завязать полезные знакомства, пить с нужными людьми, получать отказы, отчаиваться и терять надежду. Для этого необязательно даже выходить из дому. Чистый бальзам на душу любого писателя, страдающего той или иной формой социальной фобии и желающего одного: сидеть дома и творить нетленку, не отвлекаясь на неприятные разговоры с редакторами и боссами от литературы. Но означает ли наличие неограниченных возможностей опубликоваться славный конец литературных боссов? К сожалению, нет. Ведь что такое, по сути, интернет? Это пустыня Сахара, от края до края заполненная песком и способная вместить еще сколько угодно песка. Чтобы там что-то найти, надо знать, что ищешь, и еще надо знать, где это искать. Выложить свои произведения в интернет — это примерно то же самое, что сложить рукописи в ящик на чердаке и надеяться, что кто-нибудь когда-нибудь их найдет. Возможно, кто-нибудь их и найдет. Но наиболее вероятно, что нет. И самое гениальное произведение, способное взорвать своим несравненным появлением загнивающий литературный процесс, останется никому не известным ныне, и присно, и во веки веков, и загнивающий литературный процесс покатится себе дальше, подгоняемый заботливой рукой литературных боссов, озабоченных прибылью и удовлетворением собственных амбиций.

Что же в таком случае остается крестьянину? То же, что и всегда: объединяться. Откликаться на призывы. Искать своего бескорыстного объединителя, чьи субъективные пристрастия чудесным образом войдут в резонанс с тем, что крестьянин творит в тиши своей квартиры. Поддерживать друг друга. Делать то, что приносит моральное удовлетворение. И, конечно, не тратить драгоценное время на реальную или виртуальную беготню по редакциям и умащивание окололитературных идолов, ведь нет сомнений, что идолы эти — на глиняных ногах и существуют исключительно и только потому, что есть те, кто им поклоняется.

Автор: Марина Хоббель
Фото: Шниткова Д.В.

количество просмотров 816
Система Orphus