Культурный журнал

О вдохновении

О вдохновении, статья Алисы Солдатовой
От начинающих художников часто можно услышать, что они не могут творить, если у них нет вдохновения. Давайте же разберемся, что значит «вдохновение» и насколько обоснованно все мы пытаемся прикрыться его отсутствием.

Согласно «Словарю практического психолога» С.Ю. Головина, вдохновение представляет собой «особое состояние человека, которое характеризуется, с одной стороны, высокой производительностью, с другой — огромным подъёмом и напряжением сил человека», а также является «типичной чертой и составным элементом творчества».

С одной стороны, звучит красиво: сидит художник, никого не трогает, а потом его внезапно озаряет, он бежит к мольберту, хватает кисти и краски, а затем создает шедевр легким движением руки. Но так ли это на самом деле? Прежде чем показывать на художника пальцем и говорить, что у него есть талант, муза и вообще ему везет, стоит подумать, сколько труда стоит за тем результатом, который вы видите сейчас. Подумайте, сколько часов он рисовал прежде, чем добиться успеха, сколько критики в свой адрес мог выслушать за это время.

Если бы все работы создавались исключительно на почве вдохновения, то художники были бы либо сумасшедшими, либо их было бы очень мало. Конечно, когда есть вдохновение, работать легче. Но это не значит, что когда его нет, не надо садиться за очередной натюрморт или за статью. Нужно просто не бояться делать. «У меня нет вдохновения» — дешевая отмазка, не более того. И эта отмазка не сделает вам чести и никак не поможет прослыть гениальным художником, скорее, наоборот.

Профессиональные художники даже не думают о нем, иначе они всегда заваливали бы сроки. Писатель, от которого редакция ждет текста, вряд ли будет ждать у моря погоды, а выполнит задание вовремя.

Но как быть? Как помочь себе избавиться от привычки откладывать дела на потом? Есть несколько нехитрых советов, которые помогут вам справиться с ленью.

Так как я занимаюсь иллюстрацией, речь пойдет о художественной деятельности. Но, возможно, и другие творческие люди извлекут из этого что-то полезное для себя.

Пункт первый.
Когда я однажды поняла, что не знаю, что именно нарисовать, мне посоветовали рисовать все, что вижу. Как только начинаешь это делать, сразу находятся идеи, кроме того, рисование с натуры — очень полезное упражнение.

Пункт второй.
Так называемый «внешний отчет». О нем в своих книгах «Разреши себе творить» и «Рисуй каждый день» рассказывает иллюстратор и художник Натали Ратковски. Суть метода заключается в том, что художник обещает определенной публике в определенный день выкладывать свои работы. А это значит, что у него появляются обязательства перед кем-то, что и является стимулом для работы.

Пункт третий.
Организовать свое рабочее место так, чтобы работать было удобно. Совсем недавно я поняла, что в привычных для меня условиях рисовать больше невозможно. Чтобы начать рисовать, нужно было лезть непонятно куда за красками, искать кисти, полчаса вспоминать, где палитра, искать блокнот или альбом. Я осознала, что дальше так продолжаться не может, поэтому подвергла рабочее место реорганизации. Сейчас на моем столе лежат только два ежедневника, один небольшой блокнот и два альбома для рисования. Мне этого вполне хватает. Я разобрала огромный (!!!) ящик с папками, старыми скетчбуками, кучей бумаги, нитками, любовными записками, конспектами, старыми распечатками и прочим. Все, что мне было не нужно, я выбросила. Представляете, какое облегчение — избавиться от старых распечаток по языку СМИ или интерпретации художественного текста, дисциплине, семинары по которой попортили мне немало крови? Я выпросила у домашних себе три полки в старом шкафчике для обуви, который сейчас очень удачно стоит возле моего стола, и сложила туда блокноты и тетради. На первой полке у меня находится бумага для рисования, на второй — картон, обложки, на третьей — старые рисунки и изрисованные альбомы. Там, где раньше были диски, сейчас коробка с красками и с простыми карандашами, палитра. У меня два стаканчика для карандашей: в одном кисти, во втором — карандаши, ручки и маркеры. Рядом лежит газетная бумага для быстрых набросков и набор для чистки монитора. Прямо за моей спиной, на том же самом шкафчике, лежит неоконченная работа. Я постоянно вижу ее и в любой момент могу к ней вернуться.

Пункт четвертый.
Ежедневник. Как показывает практика, вещь очень полезная. Творческие идеи имеет смысл записывать, а реализовывать или нет — смотрите сами. Но, возможно, та самая идея, которую вы записали на скучной лекции, попадется вам через пару месяцев и станет впоследствии грандиозным проектом. Кроме того, в ежедневнике можно разбивать работу на этапы, расписывать сюжет комикса, делать кое-какие наброски. Но самое главное — он помогает помнить, нужно только не забывать в него заглядывать.

Пункт пятый.
Отводить для творчества строго определенное время. Об этом говорили уже иллюстраторы Яна Франк и Натали Ратковски. Например, вечером у вас уходит на рисование ровно час. Неважно, что там: цунами, землетрясение или еще что-нибудь, — вы рисуете.

Пункт шестой.
Зарисовки в дороге. Многим это покажется странным, но рисовать в дороге весело. Особенно людей в метро. Только представьте: одной линией, максимум за минуту, вам предстоит нарисовать человека. Передать пропорции, настроение, позу. Легко! Ха! А вы попробуйте!

Пункт седьмой.
Зарисовки везде. Как только я начала рисовать, моими верными спутниками стали альбом и карандаши. Позже, с формата «А4», я перешла на «А5», так как с ним проще, а вместо цветных карандашей стала брать с собой маркеры, ручку, акварель, походную кисть и блокнот. Чаще обхожусь только красками и походной кистью с акварельной склейкой. При таком раскладе рисовать вы сможете практически везде. Если вода в походной кисти закончилась, а пополнить запасы негде, берем ручку и бумагу. Сначала вам, возможно, сложно будет найти натуру, но со временем это станет намного проще.

Пункт восьмой.
Художественные «сходки». Это происходит, когда художники всех уровней и стилей собираются в одном месте. Обычно в таких местах царит дружеская атмосфера творчества.

Пункт девятый.
Художественная студия. Уж там-то суровые учителя отобьют у вас желания лениться! Рисовать, рисовать и еще раз рисовать!

В заключение я хочу сказать, что эти советы не являются истиной в последней инстанции. У кого-то они могут не сработать, кто-то все равно найдет оправдание, почему не творит, хотя очень хочет. Конечно, еще вы можете сказать, что не знаете, как рационально организовать рабочее место. Можно оправдаться и тем, что материалы для рисования очень дорогие, и это действительно так. Но необязательно покупать дорогостоящий блокнот, можно обойтись и простым блоком для рисования, и с ним уже что-нибудь придумывать. Можно купить два или три простых карандаша неплохого производителя. К слову, мой дорожный блокнот был сделан по принципу «я тебя слепила из того, что было». И ничего. Я знаю много людей, которые выходят на улицу просто порисовать. И это нормально! По поводу последнего пункта можно сказать, что студии у нас дорогие, это факт. Но можно попробовать найти подешевле, а если все совсем грустно с деньгами — «сходки» вам в помощь. Там всегда помогают новичкам. На «Вячоркі Замалёўкі» стоимость — около 30 000 белорусских рублей. Они обычно проводятся четыре раза в месяц. Это не так много. Если захотите, то на посиделках в кафе с художниками вы потратите деньги только на еду.

И главное: тот, кто хочет, всегда найдет способ перехитрить свою лень, а кто не хочет, будет искать оправдание.

О вдохновении, рисунок Алисы Солдатовой
Автор: Алиса Солдатова
Иллюстрация: Алиса Солдатова

comments powered by HyperComments
количество просмотров 611
Система Orphus