Культурный журнал

Супергерой, штаны с дырой

Супергерой, штаны с дырой, статья Александра Бабина
Жизнь такова, что добро в ней словно мышь в огромной квартире: вроде есть, но поди-ка, найди. Оно не бросается в глаза, тогда как зло заметно невооружённым глазом — висит огромной картиной на стене. Тут взорвали самолёт, там насилуют детей, а ещё дальше сбросили атомную бомбу на город. На мнимом дефиците добра и зиждется культ суперменов в развлекательной индустрии.

А вот тут нужно разобраться, кого люди поставили на борьбу со злом. Первым напрашивается Супермен. Это довольно постный персонаж — правильный до мозга костей и практически бессмертный инопланетянин. Ему ничего не стоит совершить подвиг.

Человек-паук вообще мутант, хотя попробуй-ка мутируй от укуса паука или блохи. Это один из самых подростковых супергероев, он словно был рождён школьной обидой: вот был бы я сильнее, навалял бы Витьке за то, что бил меня на переменах… А как девки стали бы на меня смотреть, умей я лазить по стенам и крутить сальто!

Остальные тоже хороши: у каждого своё трико и знаки отличия. Одни стреляют лазерами из глаз, другие обладают крайне развитым телекинезом, третьи сильны, как бульдозер. У всех детские проблемы: как же мне быть в этом мире, такому сильному и неповторимому? Имею ли я право любить? И так далее. Супергерои вообще очень подвержены рефлексии, что напрямую связывает их с целевой аудиторией — подростками. Кроме бесконечного самоанализа, в них нет ничего человеческого. Они редко ошибаются, не имеют дурных привычек, истории их жизни и подвигов безжизненны, как лунная поверхность.

Кстати, Бэтмен… На фоне остальных он выглядит взрослее и человечнее. У него горестное прошлое, как-никак, гопник убил родителей. Рядом с ним не падал волшебный метеорит, его не облучало радиацией, никто не кусал. Брюс Уэйн не является супергероем по сути, он всего лишь обычный, пусть и натренированный, человек, на которого работает его богатство и последние достижения научно-технического прогресса. Правда, и он любит эффекты: носит остроконечные уши, обожает исчезнуть, стоит лишь собеседнику отвернуться, и прочее. Интересно, что Бэтмен и Человек-паук никого и никогда не убивают. Начистив рожу очередному отребью, они сдают гада полиции со всеми потрохами и романтично исчезают в ночи. Такая постановка вопроса нравится далеко не всем читателям комиксов и зрителям. Порой даже сами авторы (Фрэнк Миллер, например) стараются вогнать больше живой крови в очередное картонное чучело, не спящее по ночам. А внести краски проще простого: Робин подхватил сифилис, бандит выбил все передние зубы Женщине-кошке, Бэтмен избил и посадил по ошибке невиновного. Вот это был бы поворот…

Взрослый человек не будет всерьёз обсуждать суперменов ровно по одной причине: во взрослом мире им нет места. Будь Бэтмен хоть семи пядей во лбу, обладай он скрытностью ниндзя, мафия всё равно бы нашла его и успокоила шилом в ухо. Человека-паука пленил бы какой-нибудь арабский шейх, чтобы показывать диковинную зверушку в цирке или зоопарке. Снайпер застрелил бы, в конце концов. А Женщина-кошка рано или поздно не влезла бы в свой латексный костюмчик.

Вопрос: только ли мне хочется, чтобы истории о супергероях были жёстче, сильнее, яростнее?
Бэтмен, рисунок В.Вартани
Автор: Александр Бабин
Иллюстрация: В.Вартани

comments powered by HyperComments
количество просмотров 595
Система Orphus